- +7 (952) 204-6301
- info@art-360.ru
В 2024 году исполняется 75 лет с момента установления дипломатических отношений между Россией и Китаем. 1 октября 1949 года Мао Цзэдун на площади Тяньаньмэнь провозгласил о создании Китайской Народной Республики. На следующий день СССР, правопреемницей которого является Россия, первым среди стран мира признал КНР. На протяжении, практически всего этого периода Россия и Китай строили, в том числе и инструментами народной дипломатии, добрососедские отношения.
«Российско-китайские отношения развиваются так, как мы и планировали в предыдущие годы. Все идет поступательно, развивается. Мы достигаем новых рубежей», - сказал Президент России Владимир Путин в ходе встречи с заведующим канцелярии комиссии ЦК КПК по иностранным делам Ван И.
Сегодня в Российской Федерации, впрочем, как и в прошлые годы, помимо торговых отношений между нашими странами существует крепкая связь в научном и культурном направлении. В разные годы в Российских ВУЗах проходили обучение и повышение квалификации китайские студенты и аспиранты, достигая новых высот, совершенствуя свои навыки и принимая новые знания, а также обогащая свое национальное искусство через синтез национальных культур.
Говоря о классической и академической школе живописи в Китае, стоит отметить что она намного моложе Российско-Китайских дипломатических отношений, но берет свое начало именно в России в Ленинграде. Первая Академия искусств Китая была основана в Ханчжоу в 1928 году. Ее создателями стали первый министр просвещения Китайской республики Цай Юаньпэй и знаменитый китайский художник Линь Фэнмянь. После японской капитуляции в 1945 году, Академия была восстановлена после войны, китайским живописцем Пан Тяньшоу. Он же стал ее новым директором. Отдел западной живописи был тогда разделен на несколько студий, большинство из которых практиковали современные, полуабстрактные стили.
Но история современной китайской школы масляной живописи началась с молодого художника Сяо Фэна, который до обучения в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, служил в личной охране Мао Цзедуна.
Обучение Сяо Фэна проходило на живописном факультете с 1954 по 1960 годы у Академика АХ СССР, Народного художника СССР, лауреата двух Сталинских премий третьей степени, профессора Виктора Михайловича Орешникова, Сяо Фэну была присвоена квалификация художника живописца, а его дипломная работа - «Проводы» получила оценку - отлично. После возвращения в родной город Ханчжоу он открыл в конце 60-х годов факультет масляной живописи, положив начало современному классическому и академическому образованию масляной живописи в Китае, сделав Академию искусств в Ханчжоу всемирно известным центром искусства. Лю Сяои, Ху Чжонь Юнь, Ли Синьжань, Ма Жуй, Чжао Чжифэн, Дэн Явэнь и Вэй Чжицянь это уже молодые, современные последователи великого китайского художника Сяо Фэна.
Сегодня в Петербургской Академии художеств им. Ильи Репина на пяти факультетах учатся более 1000 студентов на дневном отделении и порядка 500 - на заочном из России и других стран, бесспорно самое большое представительство иностранных студентов именно из Китая.
Си Цзиньпин отметил, что культура может соединять сердца и умы, а искусство общаться со всем миром. Председатель КНР призвал к усилиям по поддержанию открытости и инклюзивности, наследованию и развитию традиционной культуры Китая, содействию восприятию иностранной культуры и постоянному культивированию культуры с китайской спецификой в новую эпоху. Он также высоко оценил «предприимчивый дух китайской нации, которая не боится новых вызовов и открыта для всего нового».
Данный выставочный проект, представляющий творчество молодых китайских студентов, наглядно демонстрирует не только мастерство авторов, но и крепкие добрососедские отношения, которые длятся уже почти 75 лет. Выставка «Зеркало Востока» проходящая в
рамках художественного проекта «Творческие нити шелкового пути» - это своеобразный отчет молодых художников, их творческом пути, поисках и борьбе с материалом, а также о их философии и рассуждении о современности и действительности. Подводя итог данного проекта, хочется отметить, что именно через искусство мы способны не только выстроить крепкие дипломатические отношения между странами, но и укрепить многовековую дружбу между народами.
Художественный руководитель выставки:
член-корреспондент Российской Академии художеств,
А.А.Блиок
Куратор выставки:
Аспирант факультета теории и истории искусства Петербургской Академии художеств
им. И.Е.Репина Дун Баоцзэ